01.01.02. Краны грузоподъёмные  и лесопогрузчики

 Cranes and loaders for round wood yards

 

Назначение – формирование штабелей и подача бревен на переработку.

Конструкция: На складах сырья лесопильных предприятий используют краны разного типа – мостовые и мостокабельные, козловые, портальные. Основными характеристиками кранов являются их грузоподъёмность и пролет (или вылет стрелы), размер зоны обслуживания. На складе пиломатериалов используются аналогичные краны  с целью отгрузки пакетов пиломатериалов потребителям, то есть перегрузки их в морские суда, железнодорожные вагоны или автомобильные прицепы.

Для приемки леса с воды, с железнодорожных или автомобильных платформ и укладки сырья в штабели для временного хранения предназначены специальные нижнескладские краны. Для перемещения круглых лесоматериалов  используют кабельные, козловые и портальные башенные краны (рис).

 

 Схема установки кранов на складах пиловочного сырья лесозаводов (из «Справочника по лесопилению», М., Экология, 1991): 1 – мостокабельный кран, 2 –козловые краны, 3 – портальные краны, 4 – перегрузочное устройство, 5 – гидролоток, 6 – штабеля бревен.

 

При выборе кранового оборудования необходимо учитывать масштабы производства, способ доставки сырья (водный, железнодорожный, автомобильный), конструкцию штабелей и пр. Мостокабельный кран может иметь грузоподъёмность до 10 т, пролет – до 150 мм. Консоль над водой длиной 20-40 м позволяет выполнять выгрузку леса из воды и укладку его в штабели.

Козловые и портальные краны обслуживают склады небольших площадей. На лесных складах используют козловые краны  грузоподъёмностью 10-32 т, с пролётом от 20 до 100 м. Размер обслуживаемой площади зависит от длины подкрановых путей. На рис.2б показана работа спаренных козловых кранов. Первый кран выгружает пучки бревен с воды и передает их в накопитель перегрузочного устройства, которое перемещает бревна в зону действия второго крана. После формирования штабелей в зоне второго крана формируются штабеля в зоне первого крана. Для подачи сырья в производство используется гидролоток.

Портальные краны предназначены для работы в морских портах. Благодаря полному повороту стрелы крана достигается  большая гибкость в организации работ. Однако  эти краны значительно дороже кранов других типов. Недостатками портальных кранов являются длительность и трудоемкость их  монтажа и демонтажа, сложность транспортирования с площадки на площадку и высокая стоимость путей. Все это значительно повышает стоимость эксплуатации крана и сокращает полезное время его работы.

Козловые  краны наиболее часто применяют при железнодорожной поставке пиловочного сырья. При этом в зоне первой консоли происходит выгрузка сырья из вагонов и передача его в среднюю зону для штабелирования. Зона второй консоли используется для передачи лесоматериала в переработку.

 

: 1 - грейфер, 2 - ферма крана.

Схема козлового крана с грейфером

Схема козлового крана с грейфером

На рис. показан кран, применяющийся для выгрузки сырья и штабелирования кряжей. Он состоит из мостовой фермы 2, опирающейся на стойки — ноги. Стойки установлены на ходовых тележках, с помощью которых кран перемещается по рельсовым путям, уложенным на шпалы. Вдоль мостовой фермы проложен рельсовый путь, по которому передвигается грузовая тележка с грузозахватными  приспособлениями.

У козловых кранов тележка может выходить за пределы своих опор, что позволяет выгружать сырье из воды, разгружать вагоны и подавать кряжи к конвейерам или укладывать их в штабеля.   В качестве грузозахватного механизма используют стропы и грейферы. Стропы целесообразно применять при выгрузке краном сырья из воды в пучках или укладки сырья пучками в штабель. Выгружать кряжи или чураки, находящиеся в вагонах и полувагонах, целесообразно виброгрейферами. Это облегчает и делает безопасной работу строповщиков сырья. Работа козловых и других кранов сочетается с работой продольных конвейеров. При такой схеме организации работ можно выполнять следующие операции:

-                    выгружать сырье из железнодорожных вагонов и подавать его сразу в штабель для хранения или на площадки для пучков, чтобы затем поштучно конвейером подать кряжи в дальнейшую обработку;

-                    выгружать сырье пучками из воды, подавать на площадку для расстроповки, а затем подавать конвейером сырье для обработки. Для подачи сырья в штабель пучки расстроповываются на площадке, затем подаются конвейером к накопителю сырья, а из накопителя краном подаются в штабель пучком. Масса пучка зависит от грузоподъемности крана.

Важной частью кранов являются грейферы – устройства для захвата груза.

 

В нашей стране крановое оборудование выпускают  не менее десятка заводов. Наиболее крупными производителями являются:

1.       «Голиаф-Кран» (Москва), http://61988.ru.all.biz    

2.       «ЕВРОПРОМ» (Климовск), http://www.telfery.ru/

3.        «ВМ Техникс», http://www.vmtehnix.ru/

4.       «Завод подъемно-транспортного оборудования им. С. М. Кирова», http://www.zpto.ru/

5.       ПКФ «ТельферКран», http://telferkran.ru/

6.       Всеволожский крановый завод, http://werker.ru/

7.       ГК «Технорос», http://tehnoros.ru/

8.       Завод  «Дормаш», http://dormash74.ru/

9.       ГК «Уралкран», http://www.uralkran.ru/

 

 

Современное грузоподъёмное оборудование отличается высокой гибкостью использования, наличием компьютерных средств управления, удобным и безопасным местом оператора.

Из зарубежных производителей кранов для лесных складов следует назвать немецко-чешскую фирму Baljer & Zembrod, www.bz.ag;  http://www.baljer-zembrod.cz/ . Краны этой фирмы могут устанавливаться стационарно или перемещаться на тележках (портальный кран, рис.). Вылет стрелы полноповоротного крана, который может перемещаться по порталу на 10 м, – до 20 м.

  Стационарные краны

Краны могут устанавливаться стационарно или перемещаться на различных тележках, используются на самых различных работах: на переработке леса, отходов и металлолома, повсюду, где есть необходимость в безопасном, быстром и надежном перемещении тяжелых грузов

 

Portalkran 

Портальный кран разработан специально для быстрой обработки круглого леса. Благодаря возможности перемещения крана поперек портала вылет стрелы по ширине достигает более 40 м.

 Достоинствами этого решения являются более низкие эксплуатационные расходы, чем в случае с автопогрузчиками, отсутствие необходимости в устройстве проездов с твёрдым покрытием и содержании их в зимнее время, компактность склада. Рельсы можно разместить высоко над землёй, что избавит от необходимости чистить путь от снега и позволит увеличить высоту штабелей. Недостатками же являются ограниченная площадь склада, обслуживаемая машиной, и малая ёмкость челюстного захвата, что снижает производительность работ. Тем не менее, как показывает даже российская практика, для выполнения отдельных погрузочных операций на лесопильных предприятиях средней мощности данные машины подходят великолепно. В частности, на Вышневолоцком ЛПХ машина Baljer & Zembrod используется для выгрузки сортированных брёвен из карманов линии сортировки, их складирования и подачи на обработку. Рельсовый путь смонтирован вплотную к линии. Производительность участка составляет не менее 150 000 м3 в год.

 

На вновь созданных предприятиях используются различные колёсные погрузчики, краны для этой цели почти не применяются. Это повышает производительность труда на участке, делает его безопасным, а также снижает эксплуатационные расходы по сравнению с выполнением работ краном. Существуют как универсальные, таки специализированные погрузчики.

Фронтальный погрузчик со сменным навесным оборудованием является наиболее универсальным типом погрузочной техники. Быстрая смена рабочего органа: челюстной захват, ковш, бульдозерный отвал, вилы, – позволяет получать машину, способную не только работать на складе сырья, но и перегружать сыпучие отходы и технологическую щепу, чистить проезды от снега и т.д.  Предприятие средней мощности, с годовым объёмом распиловки до 100 тыс. м3, вполне может обходиться одной машиной с большой грузоподъёмностью для всех операций с круглым лесом и сыпучими материалами. Хорошим примером такой техники являются погрузчики Volvo серий L120 - L220, захват для брёвен у которых имеет сечение до 2,4 м2, а ковш – вместимость до 9,5 м3.  Они довольно распространены на лесопильных предприятиях во всём мире. Ещё более впечатляющими возможностями обладает модель L350F: площадь сечения захвата – 5,5 – 6,3 м2, вместимость ковша – до 12,7 м3. На рис.. показан один из фронтальных погрузчиков от компании Wagner (ФРГ). Рис. 2. Фронтальный погрузчик Wagner грузоподъемностью 42 т

 

Фронтальный погрузчик Wagner  рузоподъемностью 42 т и погрузчик Cat 990K на американском лесозаводе

 

Такая техника  позволяет разгружать сортиментовоз или вагон за несколько подходов. Площадь сечения захвата погрузчика Cat 990K составляет 7,2 м2, что является достаточным в большинстве случаев, чтобы захватить сразу все брёвна по высоте сортиментовоза.

 

Погрузчики  с верхним вращающимся захватом (хайлифтеры) позволяют не только выгрузить сырье с транспорта, но складировать его в штабели. В этом случае значительно лучшие результаты демонстрируют хайлифтеры, такие как Volvo L180 High-Lift и Liebherr L580 Log Handler. При этом конструкция с верхним захватом даёт и более высокую грузоподъёмность: так, L180 High-Lift обладает захватом с площадью сечения до 3,8 м2

Погрузчики трёх компаний хорошо известны российским лесопильщикам. Это машины:

1)       серии RTD финской компании TW LogStacker, преемники знаменитой марки Kalmar. Площадь сечения захвата здесь варьируется от 4,5 до 7,8 м2 для стандартных захватов, высота штабелирования достигает 9,2 м, а грузоподъёмность – 31 т.

2)        «флагманская» машина шведской компании Svetruck: у модели TMF 32/22 площадь сечения захвата составляет от 8,0 до 9,5 м2, а грузоподъёмность достигает 32 т.

3)        погрузчик Mantsinen LH32: площадь сечения стандартного захвата - до 8,2 м2, грузоподъёмность - до 32 т, высота штабелирования – до 9 м .

 

Погрузчики с верхним захватом Liebherr L580 Log Handler(слева) и  Svetruck TMF 32/22, используемые для выгрузки, штабелирования и перемещения сырья

 

Погрузчики с верхним захватом эффективно применяются не только на укладке брёвен в штабель, но и на выгрузке их из карманов линии сортировки брёвен, а также на подаче сырья на грузовые конвейеры линий, причём в отличие от фронтальных погрузчиков им не требуется пандус для подъезда к высокому конвейеру.

Тем не менее, и возможностей хайлифтеров при штабелировании брёвен зачастую оказывается недостаточно. Поэтому на складах сырья появился ещё один тип погрузчиков – перегружатели. Примерами такой техники являются машины германских фирм Sennebogen, Liebherr, Terex Fuchs. Высота укладки брёвен достигает 12 м при лучшем маневрировании в проездах, чем у хайлифтеров. Другим достоинством, во многих случаях легко компенсирующим меньшую площадь сечения захвата (до 4,0 м2 у машин Sennebogen), является возможность перемещать грузы только лишь за счёт поворота стрелы, без перемещения самой машины.

На производственных площадках Лесозавода 25 (Архангельск) работают как фронтальные погрузчики Volvo, так и перегружатели Sennebogen (рис.).

 

Перегружатели Sennebogen и погрузчики Volvo на складе сортированного сырья

 

 

Статьи  по теме:

Технологии и оборудование для современных лесопильных производств

Современный нижний склад

Нижний склад лесоматериалов